Громадський контрольЗахист членів нашої організаціїЗапорізькі осередки партіїПолітична думкаАналітика та факти
Головна >> Початок громадського руху >> Александровское городское самоуправление в период революционных событий 1917 года (По документам Государственного архива Запорожской области)

Александровское городское самоуправление в период революционных событий 1917 года (По документам Государственного архива Запорожской области)

 

В.А. Бондарь, Е.Г. Величко

                                                                                                         

 

Александровское городское самоуправление

в период революционных событий 1917 года

(По документам Государственного архива Запорожской области)

 

Революционные события 1917 г., произошедшие на территории тогда еще единого огромного государства – Российской империи до сих пор вызывают споры не только среди историков, но и среди граждан теперь уже независимых государств, возникших на постсоветском пространстве. Оценки этих событий до сих пор разнятся кардинально, в зависимости от политических и идеологических симпатий. Пожалуй единственным положением, которое не вызывает возражений у оппонентов, является всемирное значение революционных перемен. 1917 год пожалуй, как ни один другой в истории России, был насыщен судьбоносными событиями для населяющих её просторы народов: падение самодержавия и создание Временного правительства, демократизация общественно-политической жизни, «корниловский мятеж», октябрьские события, начало гражданской войны. Именно поэтому, актуальным является вопрос деятельности местных органов общественного самоуправления, которые в период развала старых государственных институтов, оставались на наш взгляд наиболее легитимными органами власти, так как избирались непосредственно местным населением.

            Основная масса архивных документов о функционировании органов самоуправления Александровска в 1917 г. сконцентрирована в фонде «Александровская городская управа» (Р-2030). Кроме того были использованы документы фондов: «Александровская городская дума и управа» (Ф-24), «Александровская повитова рада» (Р-74), «Воздвиженское сельское управление, с. Воздвиженка Гуляйпольской волости Александровского уезда» (Р-3188).

            Накануне Первой мировой войны в уездном городе Александровске Екатеринославской губернии (ныне г. Запорожье – областной центр Украины) насчитывалось 67 тысяч жителей, работало 47 промышленных предприятий: из них 2 железнодорожные мастерские и 15 крупных заводов, имелось 6 больниц , 9 аптек и 10 аптекарских магазинов. В городе было три библиотеки, театр, выходило две газеты на русском языке и одна – на немецком. Александровск был одним из центров сельскохозяйственного машиностроения и торговли товарным хлебом на юге царской России.

Участие Российской империи в Первой мировой войне оказало неоднозначное влияние на состояние  как городского хозяйства так и торгово-промышленного потенциала Александровска в начале 1917 г. Продолжающаяся третий год война приобретала затяжной характер и требовала все большего и большего количества человеческих и материальных ресурсов, потребности фронта стали приоритетными в жизни всего государства. Именно в эти годы экономический потенциал города заметно вырос, благодаря эвакуации сюда промышленных предприятий из других регионов, находившихся вблизи театра военных действий. Уже в конце 1914 г. из Варшавы в Александровск перебазировались авторемонтные мастерские 3-го отделения Центральных автомастерских. В следующем году в городе появился механический и чугунно-литейный завод акционерного общества «Борман, Шведе и К˚», производивший оборудование для военных кораблей, якоря, насосы, а также походные кухни, двуколки и пр. В 1916 г. в Александровск был переведен проволочный завод из Риги. В этом же году в городе появилось новое производство. Завод акционерного общества электромеханических сооружений в Петрограде при субсидии от казны организовал отделение в Александровске, которое называлось заводом авиационных двигателей «Дека». Завод изготавливал авиационные двигатели типа «Мерседес».

            В связи с войной в Александровске, как и во всем уезде, увеличивается количество населения за счет беженцев, которые массово прибывали из прифронтовых местностей. В связи с ростом военного производства численность фабрично-заводских рабочих в городе увеличилась. В тоже время резко сократилось производство товаров первой необходимости, сельскохозяйственной техники, строительных материалов и др. Цены на эту продукцию неуклонно повышались, на промышленных предприятиях остро ощущался дефицит топлива и металла, не хватало квалифицированных рабочих. Многие александровские заводы, не имевшие военных заказов, были вынуждены прекратить свою работу: остановилось 13 кирпичных заводов, спиртоочистительный и др.

Как известно 2 марта после многотысячных стачек и митингов рабочих и солдат петроградского гарнизона Николай ІІ отрекся от власти. Государственная Дума и исполком Петроградского совета сформировали Временное правительство, которое должно было действовать до созыва Учредительного собрания. Новое правительство провозгласило в России основные права и свободы граждан, равенство солдат и граждан, полную политическую амнистию. Отменялась смертная казнь, ограничения граждан в правах по социальным, религиозным и социальным признакам, особое внимание уделялось необходимости демократизации учреждений земского и городского самоуправления, и главное, для поддержки новой власти на местах рекомендовалось создавать советы объединенных общественных организаций и их исполнительные комитеты. Тем не менее, кардинальных изменений в системе управления государством не произошло. На все украинские губернии распространялась власть центральных министерств и ведомств Временного правительства, представителями которого были губернские и уездные комиссары.

Уже 3 марта 1917 года был создан Екатеринославский временный губернский исполнительный комитет гражданских и рабочих организаций, а вскоре, 5 марта, Александровская городская управа получила телеграфом сообщение председателя комитета К. Гесберга о необходимости создания подобного комитета в Александровске. В свою очередь Александровская управа предложила населению Александровска избрать от общественных, рабочих, кооперативных и других организаций по одному или два представителя для участия в собрании по учреждению Александровского городского общественного комитета. Собрание намечалось на 8 марта 1917 года в помещении городской управы[1]. В итоге 108 делегатов от 37 общественных организаций и 54 делегата от Совета рабочих и солдатских депутатов сформировали Александровский исполнительный комитет общественных организаций [2].

Падение самодержавия содействовало процессу национального возрождения «окраин империи». В Украине наряду с органами  Временного правительства, Советами (комитетами) объединенных общественных организаций, Советами рабочих и солдатских депутатов и органами местного самоуправления действовали также и украинские национальные организации. Созданная 4 марта 1917 г. в Киеве представителями украинских партий и общественных организаций Центральная Рада возглавила национально-освободительное движение в украинских губерниях. Проходивший в Киеве 6-8 апреля 1917 г. Украинский национальный конгресс (съезд) фактически наделил Раду полномочиями представительского органа украинского народа. Получив поддержку конгресса, Центральная Рада постановила для защиты национальных и политических прав украинского народа создать на местах губернские, уездные, а в больших городах – городские украинские рады из представителей политических партий, общественных и культурно-просветительских объединений в количестве 70-80 человек в каждой [3].

На заседании повитового (уездного) съезда 20 августа при участии представителей большинства волостей Александровского уезда, украинских социалистических партий и общественных организаций, Центральной Рады была организована Александровская повитова рада. Съезд признал «…единственной революционной властью в Украине является Украинская Центральная Рада, пополненная всеми другими народами, которые живут в Украине, с ее исполнительным органом Генеральным секретариатом»[4]. Основной целью деятельности повитовой рады было внедрение в жизнь решений Украинской Центральной Рады. В Александровске это стало возможным лишь после провозглашения 6 ноября 1917 г. ІІІ Универсала Центральной Рады, согласно которому вся власть в Украине переходила Центральной Раде и ее правительству – Генеральному секретариату. На своем съезде 5 декабря Украинская повитова рада в Александровске постановила, что она является правомочной властью в уезде, подчиняясь соответственно губернской и Центральной Раде в Киеве. Особо указывалось, что рада твердо стоит на защите всех завоеваний революции и охране правопорядка в уезде [5].

Еще раньше 11 июля в Александровске была основана Украинская вийскова (военная) рада. В уставе этой организации, который был направлен для сведения Александровской городской думе 11 августа, указывалось, что целью организации является объединение военнослужащих-украинцев (офицеров, солдат, служащих и других) для достижения федеративно-демократической республики в России, национально-территориальной автономии Украины в ее составе и организации украинского войска (армии) [6].

Особую роль в стабилизации ситуации как в стране в целом, так и в отдельных регионах Временное правительство отводило органам местного самоуправления. Для этого было необходимо реформировать деятельность городских дум и территориальных земств. Первым шагом в этом направлении стали муниципальные выборы.

Состоявшиеся 2 июля выборы в Александровскую городскую думу проводились на пропорциональной основе по партийным спискам согласно постановлению Временного правительства от 15 апреля.

В городе конкурировало 10 списков. Из 28555 избирателей проголосовало 18432 (64,6%) человек. Уверенную победу на выборах одержал социалистический блок (РСДРП(о) и социалисты-революционеры.). За него проголосовало 59,2 % избирателей, что дало возможность выдвинуть 32 депутата из 53 гласных думы. Также прошли еврейский беспартийный демократический блок (за него проголосовало 2175 (11,8%) избирателей и украинский социалистический блок 1998 (10,8%) избирателей. Согласно квоте они провели в думу по 6 депутатов. По большевистскому списку был избран лишь один гласный думы, за него проголосовало 270 (1,5 %) избирателей. Председателем городской думы был избран эсер С. Попов, председатель уездного земского комитета, заместитель председателя рабочих и солдатских депутатов, Городским головой – социал-демократ меньшевик Н. Попов, санитарный врач, председатель исполкома общественных и рабочих организаций. В состав горуправы также вошли эсер В.Сонин, инженер-химик, председатель совета рабочих и солдатских депутатов, эсер Н. Крылов-Мартынов, украинский социал-демократ К.Лазаренко, педагог.

Кроме этого правительство 9 июня 1917 г. внесло изменения к действующему Положению об общественном управлении городов. Однако городская управа строила свою работу в соответствии со старым городовым Положением 1915 г. Временным правительством 17 августа 1917 года губернским комиссарам был направлен циркуляр, в котором разъяснялась возможность представителю высшей правительственной власти в губернии знакомиться со всеми постановлениями городских дум и земских собраний до их приведения в исполнение. А в случае их несоответствия законам опротестовывать последние. Так осуществлялся контроль за деятельностью местных самоуправлений. 16 сентября это было доведено Александровской городской управе, после чего все постановления стали согласовываться с комиссаром [7].

Провозглашение демократических прав и свобод требовало кардинального реформирования репрессивно-карательной системы царского режима и в первую очередь таких одиозных государственных структур как жандармерия и полиция. Одним из первых распоряжений нового министра внутренних дел Временного правительства, князя Г. Львова было расформирование полиции и образование милиции. Уже 8 марта городская управа получила указание комиссара Временного правительства по Александровскому уезду К. Михно о немедленном формировании милиции [8].

Следует особо отметить уникальный комплекс документов о формировании и реорганизации Александровской городской и уездной милиции в 1917 году, который позволяет объективно и достаточно полно осветить деятельность органа защиты правопорядка. Основная роль в этом процессе отводилась Александровской городской управе.

Уже 5 марта чины городской и уездной полиции на своем собрании постановили «признать законным служение новому правительству и приложить к тому все свои силы, знания и разумения на благо и пользу дорогой Родины, для чего предоставить себя в полное распоряжение Александровского Городского Общественного комитета». Еще ранее 3 марта начальник команды жандармов города Александровска заявил городскому голове Ф. Мовчановскому о подчинении новой власти [9].

Александровский уездный комитет общественных и рабочих организаций 18 марта утвердил основные положения функционирования милиции в городе. Согласно этому документу во главе милиции стоял совет по делам милиции в составе комиссара, начальника, двух членов общественного комитета, двух членов совета рабочих депутатов, судебного следователя, председателя съезда мировых судей или мирового судьи. Совет осуществлял общее руководство всеми действиями милиции. Александровская городская управа выразила несогласие с этим постановлением, поскольку в совет не были включены представители городского управления «…являющегося плательщиком налогов и представителем всего местного населения». Также не были определены взаимоотношения начальника милиции и городского управления, не были четко установлены источники финансирования милиции. В то же время городская управа согласно просьбе комиссара Временного правительства от 21 марта выделила на содержание городской милиции 1000 рублей. 10 апреля 1917 г. на заседании Александровского уездного комитета был утвержден временный устав милиции, который действовал до выработки положения о милиции земским и городским самоуправлениями. В соответствии с уставом милицию возглавлял Совет по делам милиции, который непосредственно подчинялся уездному исполнительному комитету. В состав Совета дополнительно вошли по два человека от городского и земского самоуправлений [10]. Постановлением Временного правительства «Об учреждении милиции» от 17 апреля 1917 г.  милиция определялась как исполнительный орган государственной власти на местах и пребывала в непосредственном ведении земских и городских общественных управлений.

Сформированная весной 1917 года Александровская городская милиция работала в тяжелых материальных условиях: недостаточные штаты сотрудников, неудовлетворительное денежное содержание, отсутствие обмундирования, нехватка подготовленных кадров, недостаточное количество оружия и боеприпасов, полное отсутствие инструкций по работе милиции. И. Буцанов, вступив в должность начальника милиции 17 мая 1917 г., был вынужден неоднократно обращаться с просьбами об увеличении жалования своим сотрудникам, расширении штатов и улучшении материально-технического обеспечения милиции в Александровскую городскую думу и управу. Об этом он также просил и Александровский исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов, Александровский уездный исполнительный комитет общественных организаций, другие авторитетные организации города [11].

Александровское городское самоуправление до сентября 1917 г. изыскивало средства для финансирования растущих потребностей милиции. Так, городская дума на заседании 28 июля утвердила новые месячные оклады милиционеров: пешим – 100 руб. вместо 75 руб., конным – 125 руб. вместо 100 руб. Тем не менее рост цен опережал повышение жалования. И уже в сентябре 1917 г. произошел конфликт между служащими городской милиции и городской управой. 16 сентября правление Союза служащих городской милиции обратилось в городскую управу с ультимативным требованием об увеличении с 1 сентября жалования милиционерам на 100-150 %. В случае невыполнения требования до 25 сентября подписавшие его милиционеры отказывались выходить на работу и нести службу по охране общественного порядка. Кроме того, ссылаясь на выработанный ими устав Союза служащих милиции, заявили о своем праве принимать на работу, увольнять и переводить работников милиции по согласованию с начальником. Данный устав не был зарегистрирован окружным судом и противоречил постановлению Временного правительства об учреждении милиции, согласно которому назначение начальника милиции и его помощников являлось прерогативой городской управы. А прием на службу, перевод и увольнение остальных сотрудников – начальника милиции. Следует отметить, что горуправой было выработано новое штатное расписание городской милиции, но требовалось время для утверждения его городской думой. Предъявившие ультиматум отказались ожидать решение думы. При сложившихся обстоятельствах горуправа приняла решение уволить с 21 сентября всех служащих городской милиции, подписавших ультимативное требование к управе. Для несения службы по охране правопорядка в городе были приглашены военнослужащие Крымского конного полка и 2-й сотни 2-го Волжского полка Терского казачьего войска, расквартированные в Александровске. Городская дума на своем заседании 22 сентября 1917 г. одобрила решение управы  в отношении городской милиции и предоставила ей в дальнейшем полную свободу действий по данному вопросу [12].

Однако, это было временное решение назревшего вопроса по охране общественной безопасности в городе. Хаос, порождаемый ослаблением центральной власти, нарастал и на местах. Городская управа пыталась разрешить эту проблему разными способами. Наряду с реформированием милиции члену горуправы В. Сонину было поручено в спешном порядке разработать «…проект организации городского населения путем учреждения квартальных комитетов для охраны города самими гражданами [13]». В то же время в докладе секретаря городской и уездной милиции от 5 октября 1917 г. содержалось предложение о привлечении заводовладельцев, банкиров и других представителей частного капитала к финансированию милиции. В свою очередь комитет Союза служащих городской милиции на своем собрании в присутствии начальника и секретаря Александровской городской и уездной милиции выступил с предложением к Александровской горуправе для борьбы с преступностью учредить по примеру других городов розыскное отделение. Принимая во внимание, что у города не было свободных средств, собрание просило управу обратиться с воззванием к заводчикам, банкирам, торгово-промышленным предприятиям и частным лицам оказать денежную поддержку в организации указанного отделения. Процесс реорганизации городской и уездной милиции длился до конца 1917 года, но так и не был завершен [14].

Неудачное наступление российской армии на Юго-Западном фронте в июне 1917 г., бездеятельность Временного правительства в социально-экономической сфере и его курс на войну до победного конца привело к ослаблению государственной власти. В июле в Петрограде и других городах, в том числе в Александровске, прошли массовые демонстрации и стачки рабочих, вызвавшие политический кризис в стране. В конце августа правые силы попытались развязать его силовым путем. Произошло событие известное как «корниловский мятеж», но в итоге армия не поддержала генералов-мятежников во главе с Верховным главнокомандующим Л. Корниловым. Угроза революционным завоеваниям на какое-то время сплотила различные партийные и общественные организации  в центре и на местах. Уже 29 августа 1917 г. на межпартийном совещании в Александровске был организован Комитет спасения революции. В его состав вошли представители «…революционных организаций, стоящих на страже интересов революции». Своих представителей в комитет делегировали местные организации политических партий, украинских революционных организаций, воинских частей, профсоюзов, продовольственных комитетов, городского самоуправления и земского собрания, в его состав также вошел комиссар Временного правительства. На совещании был избран исполнительный орган из 5 человек: городского головы Н. Попова, большевика И. Леппика, эссеров В. Сонина и Н. Крылова-Мартынова, представителя военной организации Воловика. Комитет действовал согласно постановлениям Временного правительства и должен был защищать революцию «всеми имеющимися в его распоряжении средствами» [15].

Политическая ситуация продолжала ухудшаться. По инициативе уездного комиссара Временного правительства 21 сентября состоялось собрание, на котором рассматривался вопрос о создавшемся положении. На собрании присутствовали  городской голова и члены городской и земской управ, начальник гарнизона и представители воинских частей, президиум Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, председатель исполкома общественных организаций, представители партийных организаций и др. Выступавшие говорили о «…продовольственном кризисе, возбужденном состоянии темных масс, антисемитской, антиправительственной и других вредных агитациях и необходимости твердой местной власти, опирающейся на все демократические слои населения и социалистические организации». Для решения этих вопросов собрание постановило срочно организовать единый правомочный орган, именуемый «Комитет общественной безопасности», в который должны были войти комиссар Временного правительства, представители городского самоуправления и земства, а также представители участвовавших в собрании организаций. Также городскому самоуправлению предлагалось срочно увеличить число распределительных пунктов предметов первой необходимости для жителей города, ускорить организацию дешевых столовых, немедленно организовать комиссию по борьбе с дороговизной. Собрание постановило предупредить Марию Никифорову*, «….что в случае повторения … незаконных действий и выступлений, возбуждения толпы против существующего строя Временного правительства, местных властей и общественных организаций, а также призывов к погромам и беспорядкам она и ближайшие ее сотрудники будут арестованы, высланы за пределы губернии и преданы суду [16]».

Дальнейшие октябрьские события засвидетельствовали слабые политические позиции Временного правительства России. Росло влияние большевиков, а в Украине – и Центральной Рады. 25 октября 1917 г. правительство Керенского в Петрограде было низложено большевистским военно-революционным комитетом.

Однако в Александровске положение большевиков было достаточно слабым. Уже 27 октября городская дума, «…избранная на демократических началах всем населением города» постановила создать при городском управлении комитет по охране общественной безопасности из представителей городской и земской управ, Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, военных организаций и воинских частей, социалистических партий и общественных организаций. Распоряжения других организаций и лиц считались незаконными. На следующий день это решение было объявлено населению [17].

Первая попытка захватить власть в Александровске была предпринята большевиками  27 октября. в 4 часа утра. Тогда в канцелярию начальника первой части городской милиции И. Монастырского в сопровождении отряда конных милиционеров во главе с начальником Блахниным явились, как они себя именовали, участковые комиссары, назначенные Александровским советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Блахнин заявил, что власть перешла в руки большевиков, и потребовал выдать Совету оружие для охраны города. После отказа И. Монастырского оружие было взято силой, а сам он был арестован от имени Совета анархисткой-коммунисткой Марией Никифоровой. Позже он был освобожден, но отстранен от должности. А требование Александровской городской управы к Александровскому совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов объяснить незаконное отстранение И. Монастырского от занимаемой должности осталось без ответа [18].

Так как большевики Александровска не имели значительной поддержки среди населения Александровска, они взяли курс на подготовку вооруженного восстания: формировали на заводах вооруженные отряды рабочих, агитировали на свою сторону солдат местного гарнизона. Вооруженные отряды Центральной Рады, укрепившиеся к середине ноября в Александровске, начали разоружать солдат большевистски настроенных частей.

Первые бои за установление советской власти в Александровске начались 12 декабря 1917 г. Вечером этого дня в город на помощь местным большевикам прибыло два эшелона моряков-черноморцев под командованием А. Мокроусова. Матросы заняли Южный железнодорожный вокзал. Для предотвращения возможного вооруженного столкновения между противоборствующими силами городская дума приняла решение делегировать своих представителей на Южный вокзал к морякам и на Екатерининский вокзал, где сосредоточились украинские войска, донские казаки и крымский эскадрон, а также в Совет рабочих и солдатских депутатов. Городской голова Н. Попов призвал командование моряков не входить в город и приступить к переговорам с украинскими войсками и казаками. Тем не менее, вооруженный отряд моряков двинулся в город, где был обстрелян украинскими войсками, в итоге отряд был разбит: часть моряков убита и ранена, оставшиеся моряки – взяты в плен. После чего стороны обменялись условиями мирного разрешения конфликта, посредником выступил городской голова. Так как эти условия оказались неприемлемыми для обеих сторон, боевые действия продолжались. Отряд матросов занял городскую электростанцию и вступил в бой с казаками. Городской голова неоднократно предлагал матросам оставить электростанцию, так как ее повреждение могло вызвать остановку городского водопровода и других служб, обеспечивавших жизнедеятельность города. Черноморцы отказались покинуть электростанцию, и она прекратила работу. Всю ночь представители городской управы безуспешно вели переговоры с обеими сторонами конфликта. Утром моряки начали орудийный обстрел Екатерининского вокзала. Члены горуправы возобновили переговоры с воюющими сторонами, делали распоряжения по вызову карет скорой помощи раненым, ремонту повреждений на электростанции и др. К вечеру 13 декабря отряд моряков покинул город на условиях, предложенных командованием украинских частей [19].

Александровская городская дума на своем заседании 20 декабря осудила вооруженное выступление отряда черноморских моряков и постановила созвать собрание городского самоуправления с широким представительством всех демократических организаций для выяснения их позиции, предотвращения в дальнейшем вооруженных столкновений в городе и вызванных ими последствий. Охрана общественной безопасности была возложена на городское самоуправление, Александровскую повитову (уездную) Раду и Совет рабочих и солдатских депутатов. Было решено осуществить лечение пострадавших и похороны жертв столкновений за счет городской управы, а также не преследовать участников и виновников вооруженного конфликта [20].

Основной функцией городского самоуправления (думы и ее исполнительного органа - управы), в руках которого были сосредоточены все финансы, было обеспечение жизнедеятельности города. Для этого в структуре управы действовали отделы: водопроводный, электрический, топливный, продовольственный, сметный, оценочно-статистический и др. В рассматриваемый период в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации их количество и функции менялись.

Городская смета на 1917 г., предложенная управой, составляла около 2 млн. руб., что почти в 4 раза превышало смету 1916 г.[21] Были заложены расходы на содержание городского общественного управления и сиротского суда, тюрьмы, отопление и освещение городских учреждений, содержание городской милиции, пожарных команд, благоустройство города, народное образование, общественное презрение, медицинскую, ветеринарную и санитарную части, содержание и устройство принадлежащего городу имущества. Расходы, однако, неимоверно выросли. Больших средств потребовала ликвидация последствий весеннего наводнения, нанесшего большой урон городскому хозяйству. Кроме того городское управление направляло значительные средства в помощь русским военнопленным и солдатским семьям через Красный Крест и другие благотворительные организации, размещение беженцев и расквартирование воинских частей, все прибывавших в город, на содержание двух лазаретов, располагавшихся в Александровске, лечение эпидемических заболеваний, украинскому товариществу «Просвита» на культурно-просветительские нужды и др.

В январе Александровской горуправой был учрежден оценочно-статистический отдел. Как указывалось заведующим отделом в своем докладе городской думе 12 апреля: назрела необходимость провести «перепись населения города с целью получения данных, необходимых при решении продовольственного вопроса, а также для выборов в учредительное собрание, и, …гласных в городское самоуправление… Кроме того, продовольственные стеснения, необходимость точного учета жителей города, домашних животных и продуктов первой необходимости усугубляет настоятельную необходимость производства переписи…[22]». По данным однодневной переписи населения 7 мая 1917 г. в городе проживало 58508 человек, из них мужчин 28260, женщин – 30211, неизвестных – 37 (так указано в документе). По национальному признаку насчитывалось: великороссов (русских) – 17161, украинцев – 19876, евреев – 11538, поляков – 3294, немцев – 1494 латышей – 1212, белорусов – 1166, сербов – 595, литовцев – 418, хорватов – 187, болгар – 70, греков – 39, грузин – 13, армян – 42, прочих национальностей – 1403. Число домовладений – 3211, число квартир – 9626, число торговых предприятий – 413, число промышленных предприятий – 251, число торгово-промышленных предприятий – 197 [23].

В связи с острой нехваткой продуктов питания в апреле был создан Александровский городской продовольственный комитет. Но из-за недостатка продуктов, а в основном – из-за отсутствия свободных оборотных средств, его работа была парализована. Александровская горуправа, обеспокоенная сложившейся ситуацией и считая своей первоочередной задачей обеспечение горожан продовольствием, незамедлительно готовит подробные сведения о финансовом и имущественном состоянии города и ходатайствует перед Екатеринославским губернским комитетом о предоставлении гарантий на заем в частных банках до 2 млн. руб. на продовольственные операции [24].

Другим не менее важным вопросом жизнедеятельности города был топливный вопрос. В своем докладе на заседании думы 11 августа городской голова Н. Попов замечал, что для городского самоуправления «…урегулирование отопочного вопроса, ставшего вопросом первостепенной важности, ставшего осью всей государственной жизни страны, от удовлетворительного решения которого зависит многое, если не сказать – все» [25].

По состоянию на 1 июля 1917 г. долги Александровска составляли около 4 млн. руб. Это объяснялось огромным числом займов, взятых в конце 1916 г., на покупку земель Остров-Хортицкого и Московского сельских обществ, на постройку необходимых городу городского коммерческого училища, мужской гимназии, городской механической хлебопекарни и др. Кроме того из городской кассы были профинансированы перепись населения, выборы в Александровскую городскую думу 2 июля, в Учредительное собрание в ноябре и др. В августе городское самоуправление обратилось к банкам с просьбой о выделении дополнительного займа  в 4 млн. рублей. Залогом под новый заем должны были стать купленные земли и городские здания. Все недвижимое имущество Александровска официально оценивалось в размере свыше 17 млн. рублей, земли острова Хортица – 2,5 млн. руб. Хотя по оценкам специалистов одни каменоломни острова могли дать свыше 6 млн. руб. К концу года поступление в кассу города налогов и арендных сумм почти полностью прекратилась [26]. Большие средства шли на оборону, росла дороговизна, спекулятивная деятельность торговцев, а с ними – и недовольство народных масс. В одном из анонимных писем, адресованных городскому голове Н. Попову отмечалось: «…Когда же наконец прекратится это мародерство?... На базаре цены все растут с каждым днем. Спекуляция в полном разгаре, а среди населения глухое недовольство на то, что власти не принимают меры ... Довольно этого терпеть [27]».

Таким образом в период смены институтов власти в Российской империи в 1917 г., демократизации общественно-политической жизни, тяжелого социально-экономического положения народных масс в обстановке продолжающейся войны роль и значение органов местного самоуправления, в частности Александровской городской думы и управы, заметно возросли. Среди вновь создаваемых структур, претендовавших на получение властных функций в регионе, городское самоуправление занимало наиболее выгодное положение. Оно имело четкую структуру, финансы, было наделено определенными полномочиями, что позволяло решать весь комплекс городских проблем. К тому же самоуправление являлось наиболее легитимным органом власти не только в глазах местного населения, но и правительства. Особенностью революционного 1917 года в Украине было наличие наряду с властными структурами, характерными для всей России, - Украинской Центральной Рады и ее местных органов – повитовых и губернских рад. В связи с тем, что город Александровск находился в прифронтовой полосе, в городе и уезде было сильное влияние военной администрации. Кроме того расквартированные в городе воинские части требовали значительных дополнительных финансовых расходов со стороны горуправы. С ухудшением политической и социально-экономической ситуации, ослаблением центральной власти эффективность работы городского самоуправления также ухудшалась. Это объяснялось почти полным прекращением финансирования правительством, не поступлением налогов в городскую казну, возрастанием расходов на содержание города и обеспечение продуктами жителей, инфляцией, что привело к несостоятельности городского бюджета и падению авторитета среди населения. Не смотря на все сложности революционного времени городское самоуправление продолжало защищать интересы города и горожан.



* Никифорова Мария – уроженка г. Александровск, по убеждению анархо-террористка, за анархическо-террористические акты в 1904-1905 гг. осуждена к смертной казни, замененной бессрочной каторгой в Сибири, откуда бежала в Японию. Жила в Америке, Англии, Франции, Швейцарии, Германии. Свободно говорила на многих европейских языках. В 1917 г. вернулась на родину. Организатор и командир «черной гвардии», участница первых Съездов Советов и махновского движения. Повешена в г. Симферополь в 1919 г. белыми.



[1] Государственный архив Запорожской области. Ф.Р.-2030. Оп. 2. Д. 572. Л. 2.

[2]  Бюллетени Екатеринославского временного исполкома общественных и рабочих организаций. 1917. 17 марта, 20 марта, 21 марта.

[3]  Українська Центральна Рада. Документи і матеріали: у 2 т.- К., 1996. Т. 1. С. 72.

[4]  Государственный архив Запорожской области. Ф. Р-74. Оп. 1. Д. 1,Лл.1-3.

[5]  Там же. Ф.Р-3188. Оп. 1. Д. 2. Л. 62 а.

[6]  Там же. Ф. Р-2030. Оп. 2.  Д. 44.. Л. 19-20 об.

[7] Там же. Д. 505. Л. 68-70.

[8]  Там же. Д. 54. Л. 1.

[9]  Там же. Д. 42. Л. 2, 4.

[10] Там же. Д. 329. Л. 109-110, 127, 136-137.

[11] Там же. Д. 54. Л. 99-102, 106-108.

[12]  Там же. Л. 27, 31, 32, 37, 38 об.

[13] Там же. Л. 39.

[14] Там же. Л. 41, 41 об., 51.

[15] Там же. Д.66. Л. 2, 2 об.

[16] Там же. Л. 4, 4 об.

[17] Там же. Л. 69.

[18] Там же. Д. 54. Л. 242, 242 об., 247, 248.

[19] Там же. Д. 42. Л. 7-8 об.

[20] Там же. Л. 9, 9 об.

[21] Там же. Ф. 24. Оп. 1. Д. 888. Л. 51.

[22] Там же. Ф. Р-2030. Оп. 2. Д. 587. Л. 28.

[23] Там же Д. 185. Л. 218.

[24] Там же. Ф. 24. Оп. 1. Д. 888. Л. 25.

[25] Там же. Л. 52.

[26] Там же. Л. 8, 34.

[27] Там же. Ф. Р-2030. Оп. 2. Д. 528. Л. 179.

 

04.02.2014
КОНТАКТИ
sdiya_zp@mail.ua
Рейтинг@Mail.ru